Об Иерархии потребностей человека и ОРГАНОМИКЕ metapolitika.narod.ru
Приложение 1 Об Иерархии потребностей человека и ОРГАНОМИКЕ
В начало статьи - В последнюю главу статьи -

Об Иерархии потребностей человека и ОРГАНОМИКЕ

ОРГАНОМИКОЙ мы будем называть весьма актуальную и конкретную область знания и деятельности, возникающую сейчас на основе элементов нескольких смежных традиционных областей. Сегодня многие достижения самых различных областей знания, от психологии и социологии до софистики, широко применяются не только в менеджменте, рекламном деле и манипулирования общественно-политическими процессами, но и в конкурентной борьбе (в том числе, и международной). Они является основой, приобретающих всё большее значение, психологических и организационных войн. Органомика вбирает, обобщает, систематизирует и применяет все наработанные здесь организаторские приёмы, методы, технологии и необходимые теоретические положения.
Одним из основных положений органомики является известная "модель Маслоу", то есть, предложенная Абрахамом Маслоу классификация потребностей индивидов по степени важности в жизни человека. Представление о нём и о некоторых других, существующих здесь положениях, может быть весьма полезно при оценке, как экономических, так и общественно-политических ситуаций, вероятных направлений их развития; при поиске возможных путей решения возникающих проблем.

Некоторые закономерности органомики

Одним из основных положений органомики является понятие об иерархии жизненных потребностей и морально-психологических типах (МП-типах) человека, которое утверждает, что человек осуществляет свою деятельность, руководствуясь определёнными мотивами, связанными с его потребностями как биологического и социального существа. Эти мотивы и потребности можно систематизировать, в соответствии с предложенной А. Маслоу их классификацией, по степени важности в жизни обычного человека.

Иерархию потребностей можно представить в виде пирамиды, как это показано
на рисунке 1..

Нижние уровни пирамиды образуют:
– физиологические потребности,
– потребность в безопасности.

Т.е. преимущественно материальные потребности связанные с необходимостью биологического выживания каждого индивида.

На верхнем ее уровне проявляются преимущественно духовные потребности связанные с жизнью и деятельностью человека в обществе:
– творческие потребности,
– потребность в уважении,
– потребность в самоутверждении,
– потребность в принадлежности к определённой социальной группе.

Т.е. потребности в дружеском окружении, в признании и уважении со стороны других членов общества, в чувстве собственной ценности и достоинства, в возможности развития своей личности, удовлетворения любознательности, стремление полностью реализовать свои потенциальные физические и духовные возможности.

В удовлетворения потребностей обычно выделяют три степени:
насущную (витальную)
, естественную и престижную.

Полнота удовлетворения потребностей зависит также от того, насколько широко личность воспринимает значимую для неё окружающую общественную группу – начиная от себя лично и членов своей семьи, от узкой группы лиц, с мнением которой личность считается и интересы которой учитывает ("референтной группы"), или какого либо социума (рода, племени, клана, религиозной группы и т.п.), вплоть до нации, государства, социального класса и человечества в целом. Эта широта общественного мышления играет важнейшую роль, поскольку под ее влиянием формируется психологическая и морально-этическая установка человека (предрасположенность к чему-либо), включающая основные его жизненные принципы и убеждения.

Эта жизненная установка непосредственно влияет на оценку человеком своего состояния, происходящих событий и выбор какого либо образа действий. При этом ключевым моментом является то, что для человека первично: собственное благополучие (индивидуальное, узкогрупповое) или общественное, т.е. обладает он узким или широким общественным мышлением, есть ли у него убеждённость в том, что без общественного благополучия его индивидуальное благополучие не может быть достаточно полным и устойчивым.

Начиная с рождения человека и по мере морально-психологического развития происходит формирование его общественного мышления от предельно узкого до широкого, происходит формирование иерархии его потребностей (от низших к высшим) и представления о достаточной степени их удовлетворения.

Очевидно, что эти процессы протекают не гладко, какие-то из них могут затормозиться, какие-то повернуть вспять. В результате, образуются сочетания, составляющие индивидуальные морально-психологические образы людей. Эти образы можно классифицировать по МП-типам на основе сходных общественно-политических реакций на одинаковые информационные и организационные воздействия. Одна из таких классификаций может быть представлена как двухмерная матрица, показанная в виде таблицы на рисунке 2. В качестве одного измерения взяты уровни
мотивации, в качестве другого – широта общественного мышления.

Разумеется, что при формировании морально-психологического типа человека, важную роль играют его умственные способности. Определяя их, сегодня часто ориентируются на формальный показатель умственного развития и осведомленности
- КОЭФФИЦИЕНТ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОСТИ (Ай-Кью), то есть, Intelligence quotient (IQ). Вопрос о том, насколько этот показатель объективно и всесторонне отражает ка-чество мышления, следует рассматривать подробно и отдельно.
Поэтому здесь мы ограничимся тем, что отметим сильное влияние на формирование морально-психологического образа человека двух весьма частых умственных не-достатков: краткости и сиюминутности мышления. То есть, способности сосредота-чиваться на каком-то предмете размышления только очень короткое время, и неспо-собности вовлекать в процесс мышления информацию о событиях и фактах даже не-давнего прошлого.
По аналогии, индивидуальные морально-психологические образы людей, класси-фицированные по МП-типам, можно обозначать как КОЭФФИЦИЕНТ МОРАЛЬНОСТИ - Morale quotient (MQ). То есть, Эм-Кью.

МП-тип В. Множество людей имеют мотивацию нижнего уровня и, соответственно, материальными потребностями нижнего уровня руководствуются в своих суждениях и действиях. Настоящие духовные потребности у них играют очень маленькую роль, а подобие духовных потребностей проявляется в гипертрофированном удовлетворении всё тех же материальных и физиологических потребностей в престижной степени. Широким общественным мышлением такие люди, как правило, не обладают. У многих из них общественное мышление настолько сужено, что они не в состоянии объективно оценить даже собственное социально-экономическое положение и его изменение. Это наиболее примитивный вариант развития психики. Люди с таким мышлением являются информационными роботами ("И-роботами"), поскольку при выработке суждения о степени своего благополучия и жизненной установки они руководствуются точкой зрения авторитетных для них посторонних лиц или, чаще всего, господствующей точкой зрения отражаемой средствами массовой информации (СМИ) и особенно телевидением. Таким образом, программа их суждения и действия закладывается извне.

МП-тип Б. Большинство людей принадлежит к МП-типу Б-2. Если их потребности нижнего уровня надёжно удовлетворены в естественной степени, то в своих действиях они руководствуются индивидуальными духовными интересами. При угрозе понижения степени удовлетворения их материальных потребностей они легко утрачивают потребности высшего уровня и их морально-психологический облик становится аналогичным МП-типу В. А при удовлетворении их материальных потребностей только в витальной степени обычно ещё больше суживается общественное мышление, поскольку круг их интересов сосредотачивается на борьбе за выживание. Их мышление становится поверхностным и крайне узким, кратким и сиюминутным, память короткой, притупляется способность прогнозировать последствия своих действий и возможный ход развития событий. Такие люди становятся И-роботами (МП-тип В-3), легко внушаемыми и представляющими собой идеальные объекты для политических манипуляций. Подобная деградация может происходить и у людей других МП-типов под влиянием возраста или неблагополучной ситуации.

МП-тип А. Некоторые люди устойчиво сориентированы на потребности верхнего уровня. Удовлетворения материальных потребностей нижнего уровня им достаточно всего лишь в витальной степени. Если такие люди обладают широким общественным мышлением, то их называют Подвижниками (МП-тип А-1), если узким – Стоиками (МП-тип А-2), если они относятся к И-роботам – Фанатиками (МП-тип А-3). Такие люди чаще других совершают подвиги и становятся Героями.

Но также надо помнить, что в процессе эволюции и борьбы за выживание человека как биологического вида, у большинства людей сформировалась способность менять иерархию приоритетов потребностей в экстремальных условиях и определять собственное поведение общественным благом, а не личным, т.е. как бы "переворачивать пирамиду иерархии потребностей" (См. Рис. 1). В этом случае люди МП-типов В и Б тоже могут стать героями. В условиях массовых катаклизмов или всеобщей катастрофы и героизм может стать массовым.

Пусковым моментом, ключом к массовому "перевороту пирамиды иерархии потребностей" служит осознание большинством народа состояния катастрофы для страны в целом и для подавляющего большинства граждан в отдельности. Для сдерживания и блокирования этого процесса используется регулируемое замедление протекания катастрофы, в соответствии с "теорией вялых катастроф". Некоторыми из средств воздействия используемыми при этом, являются различные виды "гуманитарной помощи" и прочей подобной деятельности.

Одной из главных задач, решаемых в органомике, является создание у людей устойчивой мотивации к совершению желаемых организаторам поступков. Проявления некоторых важных закономерностей, используемых здесь, удобно проиллюстрировать на примере процессов организуемых в наиболее известной и открытой сфере деятельности – в сфере производственного менеджмента на микроэкономическом уровне, т.е. на уровне отдельных учреждений и предприятий. При этом следует иметь ввиду, что сходные закономерности проявляются и в других сферах деятельности, например в общественно-политической.

 

Некоторые проявления закономерностей органомики
на микроэкономическом уровне

В производственном менеджменте одной из главных задач решаемых в процессе управления является создание у работников устойчивой мотивации к производительному и качественному труду. При этом необходимо учитывать следующие моменты

Мотив, это внутреннее побуждение к определенному поведению или деятельности, направленное на удовлетворение потребностей.

Стимул, это внешнее побуждение к определенному поведению или деятельности

Трудовая мотивация стимулируется воздействием на возможности удовлетворения потребностей работников, поэтому закономерности связанные с иерархией потребностей человека широко используются в менеджменте для выбора стимулов адекватных общей ситуации, морально-психологическим типам (МП-типам) и доминирующим потребностям работников, т.е. уровням их мотивации.

По методу воздействия стимулы можно разделить на два вида: принуждающие стимулы и поощряющие стимулы, а по способу воздействия – на три уровня: физические (нижний уровень), экономические, моральные (верхний уровень). Существует определенное соответствие между иерархиями потребностей, уровнями мотивации и стимулов (См. Рис.3).

Обычно стимулы применяются в комплексе, но, как правило, предпочтение отдается какому-то наиболее подходящему стимулу, соответствующему МП-типу основной массы работников. При этом для МП-типов Б и В стимулы более высокие могут быть действенны только в том случае, если согласованы или, по крайней мере, не противоречат стимулам более нижним.

Набором преимущественно используемых стимулов определяется стиль управления.

То есть, применение определенных стимулов возможно при определенном уровне развития сознания работников, а уровню развития сознания должен соответствовать определенный стиль управления. В соответствии с предложенной американским специалистом по управлению Куртом Левиным моделью руководства обычно выделяются три стиля управления: демократический, либеральный, авторитарный.

Для достижения более высокой производительности труда необходимо использовать более высокие стимулы и более демократичный стиль управления. Т.е., лучшая технология предоставляет потенциальные возможности повышения производительности труда, которые могут быть реализованы работниками развитых МП-типов, при сочетании лучшей технологии с соответствующими стимулами. Наибольшую производительность труда способно обеспечить моральное поощрение, активное манипулирование некоторыми элементами которого предусматривает "Теория человеческих взаимоотношений" используемая в менеджменте.

Надо отметить, что моральное поощрение не следует понимать упрощённо только как похлопывание по плечу или рукопожатия с восклицаниями типа: "Молодец! Давай, давай ...". Моральное стимулирование обеспечивается целым комплексом мер, связанным обычно со значительными материальными затратами, направленными на удовлетворение работников условиями и образом жизни, процессом и результатами труда.

Различные стили управления также отличаются объемом полномочий и величиной свободы выбора действий, предоставляемых работнику. По мере усложнения технологий затрудняется регламентация действий работника и растет значение его действий (то есть, его полномочия). Поэтому понятно, что условиям более развитой технологии должен соответствовать более демократичный метод управления, предоставляющий большую свободу действий, определяющий более высокую ответственность и требующий более высокого уровня развития сознания работника.

Внутренняя связь между сознанием человека и условиями, в которых он действует, проявляется в мотивации, внешняя связь осуществляется с помощью используемых стимулов, которые должны соответствовать уровню развития сознания человека, т.е. его МП-типу. Например, бесполезно говорить о долге перед Фирмой или взывать к совести человека МП-типа В, у которого сознание ограничено потребностями нижнего уровня и не развилось выше экономических интересов.

Если объём полномочий человека и его ответственности соответствует уровню развития его сознания, то в результате деятельности человека его сознание развивается. В противном случае, в результате деятельности сознание человека может деградировать. Поэтому вполне закономерно, что объем предоставляемых полномочий и свобода действий значительно меньше уровня, соответствующего развитию сознания работника, вызывают его неудовлетворенность. Это можно пояснить на примере отношения детей к различным играм и развлечениям по мере роста их сознания.

Карусели с закрепленными "лошадками" удовлетворяют, как правило, только самых маленьких детей. Ребята постарше предпочитают аттракцион типа "автодром", когда они могут влиять с помощью руля и акселератора на перемещения своего электромобильчика. Свобода перемещения здесь ограничивается только бортами площадки и бортами других автомобилей.

Если рассматривать аттракционы как модели предоставления полномочий и свободы выбора действий при различных методах управления, карусель соответствует авторитарному методу управления, "автодром" соответствует демократическому управлению. Промежуточному – либеральному типу управления могла бы соответствовать такая карусель, где скорость регулируется карусельщиком, который прислушивается к пожеланиям сидящих на "лошадках".

Конечно, бывает еще карусель, в которой вместо "лошадок" закреплены автомобильчики, имеющие рули (иногда по два), вращение которых абсолютно свободно и ни на что не влияет (похоже на двухпартийную политическую систему). Тем не менее, малыши вполне счастливы, вращая эти рули. Такая карусель может соответствовать авторитарному управлению при показной демократии.

Как говорилось выше и как показано на рисунке 3, в менеджменте каждому стилю управления соответствует преимущественное использование каких-то определенных стимулов к труду.

Авторитарный стиль руководства соответствует применению принуждающих стимулов.

При применении экономического поощрения начинает проявляться личная инициатива работников. Эффективно использовать эту личную инициативу позволяет либеральный тип руководства.

Возможности морального стимулирования удобнее реализуются в условиях демократии.

Некоторые проявления закономерностей органомики
на макроэкономическом уровне

Очевидно, что преимущественное использование каких-либо определенных стимулов, в сочетании с правами собственности, образующими производственные отношения, соответствует какой-либо общественно-экономической формации. Поэтому, историческое развитие общества можно сопоставить с упрощенной иерархией стимулов (См. Рис. 3).

Рабовладельческое общество использовало, в основном примитивный ручной труд и
физическое принуждение. В процессе конкуренции совершенствовались орудия труда, производственные силы вступали в противоречие с производственными отношениями, менялась общественно-экономическая формация и способы стимулирования труда.

В феодальном обществе и раннем капитализме главным стимулом было экономическое принуждение. Тогда люди были вынуждены работать для того, чтобы получить насущно необходимый минимум средств для удовлетворения витальных потребностей.

По мере дальнейшего совершенствования технологии сформировалась необходимость в повышении квалификации рабочих и стимулировании их к труду экономическим поощрением. Вместо того чтобы эксплуатировать на износ и вышвыривать за ворота, квалифицированную рабочую силу стало выгоднее восстанавливать. Для этого надо было сократить рабочий день и улучшить условия быта рабочих. Пожалуй, первым, кто понял это, был Роберт Оуэн (1771- 1858 г.г.), который, уменьшив рабочий день, улучшив условия быта и увеличив плату рабочим, резко повысил эффективность производства. С течением времени преимущества экономического поощрения над принуждением стали очевидны и для большинства предпринимателей.

Для того, чтобы экономическое поощрение было достаточно эффективным, необходимо обеспечить объективный учет трудовых затрат и возможность беспрепятственного обмена заработанных денег на жизненные блага. На эту необходимость капитализм ответил созданием научной организации труда, отцом которой считают Тейлора, и созданием "общества потребления", для которого характерно существенное превышение предложения товаров и услуг над их спросом. Научная организация труда и тщательный подбор кадров, относящихся к достаточно высокому МП-типу, стали широко использоваться в крупных фирмах. Т.е. метод экономического стимулирования приблизился к принципу "от каждого по способностям – каждому по труду".

Следует заметить, что скорее всего не забастовочная борьба, а именно необходимость в повышении квалификации рабочих и стимулировании их к труду экономическим поощрением, в условиях совершенствования технологии и острой конкурентной борьбы, явилась основной причиной создания "общества потребления".

В ходе дальнейшей конкурентной борьбы предприниматели пришли к выводу о преимуществах и необходимости использования стимулов, связанных с моральным поощрением, в соответствии с "Теорией человеческих взаимоотношений". Теоретиками управления, исследовавшими возможности применения морального поощрения, стали: Р.Ликерт, Д.Макгрегор, Ф.Герцберг и др. Особенно впечатляющих успехов в применении морального поощрения добилась японская школа управления, опираясь на значительно развитые элементы общественного сознания японских работников. В результате, в Японии удалось добиться уровня производительности и качества труда недостижимого для стран Запада, в которых подавляюще преобладают представители низших МП-типов, имеющие менталитет глубоко пропитанный индивидуализмом и прагматизмом.

Моральное поощрение воздействует на социальные потребности, т.е. потребности верхнего уровня, и оно наиболее результативно тогда, когда гарантировано достаточное удовлетворение потребностей нижнего уровня, т.е. витальных насущных потребностей работников, когда удовлетворение их утилитарных естественных потребностей не является проблемой и не требует дополнительных затрат физической и нервной энергии.

Придя к выводу о преимуществах использования элементов морального поощрения, предприниматели стали создавать необходимые для этого условия. Например, руководители крупных японских фирм часто идут на серьёзные материальные издержки организуя систему подбора, подготовки и расстановки кадров, обеспечивающую отбор работников с достаточно развитым общественным сознанием, выявление и реализацию их способностей .

Фирмы предоставляют таким работникам значительные социальные гарантии:
– пожизненный наём и крупные выплаты(до 7–10 годовых зарплат) при уходе на пенсию,
– гарантированное служебное продвижение,
– повышение зарплаты в зависимости от стажа и семейного положения.

Эти меры, направлены на подготовку высококвалифицированного и высокосознательного работника, на поддержание его образа жизни, обеспечивающего потребление на уровне, считающимся естественным для его социального статуса и служебного положения.
В комплексе они приближаются к реализации принципа "от каждого по способностям – каждому по потребностям" и позволяют японцам добиваться в массовом производстве уровня производительности и качества труда недостижимого для стран Запада.

Даже на Западе, где преобладают индивидуалисты и прагматики низших МП-типов, также есть отдельные примеры удачного использования стимулов морального поощрения, особенно на фирмах имеющих коллективную форму собственности. Как правило, это небольшие фирмы, выпускающие наукоёмкую продукцию, в производстве которой главную роль играет высококвалифицированный и высококачественный труд. По свидетельству одного из очевидцев, в одной из таких американских фирм начальник отдела в конце недели объявляет средний результат работы и открывает сейф, откуда каждый сотрудник берёт столько денег, сколько он по собственному мнению заработал. Уверяют, что не было ещё случая, чтобы в этом отделе кому-нибудь денег не хватило.

Таким образом, своих успехов в организации управления экономикой развитые страны добились благодаря использованию изощрённого менеджмента, максимально учитывающего морально-психологические особенности людей. Их достижения в повышении производительности и качества труда пропорциональны тому, насколько полно им удалось привлечь работников достаточно высокого МП-типа, имеющих достаточно развитое сознание. Наиболее в этом преуспели фирмы Японии.

04.04.2004 г. А. И. Елагин.



- В начало Приложения -
- В Приложение 2 -


- Начало статьи-
- О неизбежности и необходимости существования правящей элиты -
- О критериях элитарности и качествах властвующих групп -
- О трансформации ресурсов власти -
- Об элитарности глобализации-

- Список авторов материалов, использованных в данной работе -

- Приложение 1: Об Иерархии потребностей человека и ОРГАНОМИКЕ -
- Приложение 2: Киплинг ЗАПОВЕДЬ -

- Авторские права и аннотации -

E-mail: metapolitika@narod.ru http://metapolitika.narod.ru © Copyright 04.04.2004 г
Hosted by uCoz