О трансформации ресурсов власти metapolitika.narod.ru
Метаполитика О некоторых важнейших особенностях реальной работы политических систем
В начало статьи - В предыдущую главу -

О трансформации ресурсов власти

Как уже говорилось выше, ресурсы власти – властные ресурсы заключаются в возможности эффективно контролировать проявление и удовлетворение наиболее насущных в данный момент потребностей социумов.

В древние времена самой актуальной была потребность в личной безопасности. Соответственно главным властным ресурсом была личная боевая сила. По мере развития цивилизации, усложнения вооружений, увеличения армий, властный ресурс усложнялся и развивался. Основной становилась потребность в общественной безопасности, главным властным ресурсом – общественная боевая сила. Для проведения успешной политики и боевых действий, кроме боевой силы, всё более необходимым становилось соответствующее экономическое, информационное, организаторское и моральное обеспечение.

То есть, наряду с собственной боевой силой в составе властных ресурсов появились и начали играть всё более важную роль: деньги, информация и морально-психологический фактор. Обладание этими ресурсами и умение их использовать становилось необходимым для представителя правящей элиты.

Общество в целом более статично, чем отдельные его представители. И сегодня главной объективной потребностью каждой страны по-прежнему остается её безопасность. В конце ХХ века появилась какая-то иллюзия, что безопасность отдельного государства стала гарантироваться не деятельностью его правящей элиты, а международным правопорядком. Что ресурсы необходимые для обеспечения безопасности общества перестали быть властными ресурсами. Но это легкомысленное заблуждение было развеяно жестокой действительностью, довольно быстро и беззастенчиво.

Со времени от возникновения государств и до сих пор состав властных ресурсов, в основном, оставался тем же, но менялось значение отдельных его компонентов.

Роль денег увеличивалась по мере появления наёмных армий и индустриализации методов ведения войны. Особенно наглядно решающее военное значение экономического потенциала страны (символом которого являются деньги) продемонстрировало противоборство США и Японии, в ходе второй мировой войны.

С развитием наукоёмких видов вооружений возрастало значение информации. И оно становится решающим в наше время торжества высоких технологий.

Морально-психологический фактор был важен всегда. Последние войны также подтвердили, что самым лёгким путём к победе по-прежнему остаётся подкуп генералов и правящей верхушки противника. Но создание оружия способного вызвать глобальную катастрофу, такого как ядерное, сделало смертельно опасным для всего Человечества присутствие во властных структурах людей имеющих кредо – “После меня – хоть потоп!” Поэтому значение морально-психологического фактора возросло до глобально-стратегического уровня. И будет неизбежно возрастать в дальнейшем, по мере развития науки и распространения всё более могучих (потенциально опасных) технологий.

Параллельно и, примерно, следуя той же логике, изменялось значение различных хозяйственно-экономических ресурсов. От примитивного ручного труда рабов до наукоёмких технологий в постиндустриальном обществе. Это даёт возможность выделить
несколько этапов в истории развития Человечества, соответствующих изменению в ресурсах власти приоритета
силы, денег, информации, морали.

Эра силы продолжалась с древнейших времён и, примерно, до расцвета монархического абсолютизма. В этот период властвующие группы составляла преимущественно военная родовая знать, необходимые профессиональные качества которой и критерии отбора, в основном, соответствовали требованиям элитарности.

Между различными слоями властвующих групп существовали прочные социальные барьеры. Властитель, формируя состав своих помощников из нижестоящего слоя, мог не слишком опасаться конкуренции с их стороны и продвигать людей более-менее достойных. Верховного властителя – монарха, в свою очередь в какой-то степени, контролировала церковь. Долговременный успех обычно сопутствовал тем государствам, где удавалось создать и поддерживать эффективную систему мер по обеспечению необходимого качества элиты, замедлявшую её деградацию и вырождение.

Но деградация и вырождение элиты, которые являются общим бичом всех групп, претендующих на избранность и формируемых по родовому признаку, всё равно себя проявляли. Особенно в спокойный период “почивания на лаврах”, после достижения максимального могущества государства. Когда, казалось бы, можно расслабиться. Когда снижалась тщательность и эффективность постоянной тренировки желаемых породных качеств правящей элиты и своевременной отбраковки вырождающихся её представителей. Что к тому же усугубляло и безответственность, ускоряющую её деградацию. Деградация и вырождение могли стать ещё более стремительными в смутные времена, когда нарушалась эффективность многослойной системы отбора элиты и увеличивалось разрушительное влияние вседозволенности. Или в случае прихода к власти монарха – дегенерата, устанавливавшего извращённые критерии отбора.

Уязвимость родового принципа формирования знати понимали уже тогда и пытались использовать альтернативные системы, например, рыцарские монашеские ордены и эзотерические духовные сообщества. Но, по известным данным, в Европе и Америке все подобные организации со временем трансформировались в почти родовые и, соответственно выродившись, утратили объективную элитарность. Несколько лучшее положение в суфийских орденах. Возможно благодаря тому, что в суфизме существуют методы объективного определения достигнутого устойчивого уровня (МАКАМ) духовного развития, т.е. морально-психологического уровня. Такие методы весьма тщательно отработаны и в индийской ЙОГЕ – системе физического и духовного развития, помогающей человеку достичь различных степеней просветления сознания. Первые сохранившиеся описания йоги относят ко II-III векам до н.э.

Общепризнанные духовные достижения йогов позволили им занять особое место в индийском обществе – вне кастовой системы. Хотя йоги мало политизированы, но их взгляды всегда имели большое влияние на формирование концепций и стратегий в Индии. Одно из базовых понятий йоги, это представление о значении деятельности ЧАКР (нервно-физиологических центров) человека для его морально- психологического развития. Следует отметить, что логически оно почти полностью соответствует представлениям о закономерностях развития иерархии потребностей человека, рассмотренным нами выше. А просветление сознания связано с “переворотом пирамиды” этой иерархии.

Эра денег наступила вместе с развитием индустриализации. Практика продажи аристократических титулов за деньги появилась в Англии уже с XVIII столетия. На смену выродившейся военной знати пришла знать денежная, которая тоже сделалась родовой. Главным критерием отбора во властвующие группы стало наличие денег, что выразилось в популярной американской поговорке: “Если ты такой умный – то покажи свои деньги!”

Но добывание денег, в период первоначального накопления капитала, и преумножение их в последующем требует специфических качеств, весьма далёких от тех, которые отличают настоящую правящую элиту. В результате, присутствие во властной среде людей обладающих элитарными качествами становилось всё более редким исключением. Вполне закономерно, что в среде английской родовой знати до сих пор твердо убеждены, что больше ценности имеют "старые" деньги, полученные в наследство, и некупленные титулы.

Эра информации уже началась в конце XX века, вместе с приходом постиндустриального общества. Информация и другие нематериальные компоненты, в различных своих проявлениях, становятся главными во властных ресурсах. То государство, которое сумеет быстрее создать властвующую группу, способную эффективно использовать эти ресурсы и обладающую другими элитарными качествами, получит огромные преимущества для своего успешного развития.

Как видим, изменения приоритетов различных видов ресурсов власти закономерно совпадает со сменой исторических периодов и логикой развития составляющих их процессов, тоже оказавших своё влияние на трансформации элитарности властных групп. Их главная особенность состоит в том, что каждый следующий исторический период развивался быстрее и был короче предыдущего.

Первобытный период продолжался около десяти тысяч лет, с XIII по III тысячелетие до н.э. Это была доэкономическая эпоха, эра личной силы.

Древний исторический период, продолжался около четырёх тысяч лет, до IX века. Средневековье. Этот период продолжался несколько столетий, до конца XVIII века. Оба периода определяются как доиндустриальное (преимущественно сельскохозяйственное) общество, начало экономической эпохи, эра общественной силы. Для этих периодов характерна рабская хищническая эксплуатация человеческой силы.

Новый исторический период, продолжался около двухсот лет, до конца XX века. Это было индустриальное общество, конец экономической эпохи, эра денег . Для данного периода характерна рабская хищническая эксплуатация материальных ресурсов и биосферы планеты.

Новейший исторический период. Постиндустриальное общество, эра информации, постэкономическая эпоха. Для данного периода характерна рабская хищническая эксплуатация информационных ресурсов Человечества и ноосферы планеты.

Все особенности и отличия исторических периодов определяются изменением характерных свойств различных процессов, составляющих жизнь человеческого общества. Среди них выделяется несколько основных:

– биологический,

– психологический,

– социально-экономический,

– научно-технологический.

Процессы эти протекают не синхронно, с различным и преимущественно ускоряющимся темпом, который задаётся частотой и длительностью значимых для них событий. Изменение периодов этих процессов, составляющих жизнь человеческого общества, и определяет ускорение развития Человечества в каждом следующем историческом периоде.

Темп биологического процесса наиболее стабилен. Он задаётся природными ритмами, главными из которых, в данном случае являются частоты смены поколений и обновления генофонда. Период взросления человека составляет около 25 лет, после чего у него появляется первый ребенок; у которого через 25 лет тоже появится ребёнок. Вот этим периодом – 25 лет и задаётся частота обновления генофонда – 4 раза в сто лет. Наиболее активный жизненный период человека тоже составляет около 25 лет. Следующие 25 лет обычно занимает более спокойная жизнь и старость. Через лет 75 жизнь человека и большинства его ровесников заканчивается, т.е. происходит обновление поколения. В течение всех исторических периодов частоты обновления генофонда и обновления поколений значительно не менялись. В древности темп биологического процесса был самым высоким, но сегодня он ниже темпа всех других процессов, которые ускорялись всё стремительнее.

И быстрее всех ускорялся процесс научно-технологический, хотя вначале период его обновления был самым длинным. Большинство первобытных людей тысячелетиями жило внутри каких-то кочевых групп, которые занимались собирательством, рыбной ловлей, охотой или скотоводством. Они использовали самые примитивные орудия труда, которые совершенствовались редко, эпизодически.

Но, постепенно накопившись, эти усовершенствования открыли возможность для создания полного цикла новой земледельческой технологии.

Предполагают, что её распространение началось примерно в VI тысячелетии
до н. э. В результате, к III тысячелетию до н.э. полностью изменился сельский образ жизни. Изменился экономический и социальный уклад, началась экономическая эпоха в доиндустриальном, преимущественно сельскохозяйственном обществе.

В дальнейшем, частичные технологические усовершенствования шли с ускорением, но эпизодически, до конца XVIII века, когда их накопление привело к возможности создания новых индустриальных технологий. В процессе индустриализации возникли прикладные науки, всё с большим ускорением и в большем объёме появлялись и внедрялись в производство научные открытия и технологические усовершенствования. При этом внедрение усовершенствований приобретало комплексный характер своеобразной волны, вызывая комплексные изменения производственных, экономических и социальных взаимоотношений.

В начале индустриализации гребни ускоряющегося волнового процесса научно-технологических усовершенствований возникали через столетия. Что породило стереотип соответствующих названий: “век пара и угля”, “век электричества”, “ядерный век”, “космический век” и т. п. В некоторых отраслях волновые усовершенствования ускорялись динамичнее, вовлекая в этот процесс всё больше других отраслей.

В середине XX века миновали два важных рубежа. Сначала период обновления большинства технологий стал сопоставим с периодом активной жизни человека – около 25 лет. После чего молодой специалист уже не мог уже ограничиваться тем опытом, который ему передавали уходящие наставники. Множество новых вещей ему приходилось осваивать самому, что потребовало от него способностей к самообразованию.

Затем период обновления большинства технологий сократился до 10 - 5 лет. Что потребовало от специалистов способностей к неоднократному переучиванию и постоянному самообразованию. Поэтому же стало необходимым повысить уровень трудовой мотивации работников и обеспечить всё более широкий доступ к разнообразной научно-технической информации всё большему количеству людей. Понадобились соответствующие организационные, корпоративные, экономические и социальные преобразования.

Темп изменений в социально-экономическом процессе ускорялся под влиянием совершенствования технологий, но менее стремительно. Появлялись соответствующие общественно-экономические формации: первобытнообщинная, рабовладельческая, феодализм, капитализм. Они всё быстрее сменяли друг друга. Но и в рамках одной формации шло обновление социально-экономической организации общества и необходимых прикладных жизненных навыков.

Частота таких обновлений на протяжении истории непрерывно возрастала. Во времена фараонов она составляла около сотни лет. Навыков, приобретённых за время взросления, т. е. к 25 годам, человеку хватало обычно на всю жизнь.

В наше время ситуация обновляется через 5 – 10 лет. Произошло изменение соотношения длительности периодов биологического и социального процессов, что уже требует повышения динамичности жизненных навыков и неизбежно влечет за собой глубокие изменения в логике и психологии социального поведения.

Темп психологического процесса несколько ускорился под давлением ускорения социального – и других процессов.

Психология человека формируется под влиянием наследственности, воспитания и жизненного опыта. В древности, когда жизненный опыт нескольких поколений был почти идентичным, часть прагматичных психологических стереотипов успевала закрепляться в генофонде и предрасположенность к ним могла передаваться по наследству. Соответствующее, преимущественно семейное воспитание и собственный, почти идентичный, жизненный опыт завершали формирование весьма устойчивой общественной психологии, значительные изменения в которой могли произойти только после смены нескольких поколений.

Этот срок соразмерно сократился после того, когда периодичность социальных изменений сравнялась с периодичностью смены поколений, и почти утратилось генетическое влияние на формирование прагматичных психологических стереотипов.

А влияние семейного воспитания уменьшилось после того, когда существенные социальные изменения стали происходить неоднократно за время активной жизни одного поколения. Всё большую воспитательную роль стали играть социальные институты и функции. Считается, что в наше время ощутимые общественно-психологические изменения могут происходить уже за 10 – 15 лет. Поскольку весь комплекс жизни следующего поколения становится мало похожим на образ жизни родителей, то старая проблема взаимопонимания “отцов и детей” обостряется ещё более.

Хотя сохраняется значение в наследственной передаче и семейном воспитании некоторых универсальных качеств и способностей, в том числе, сбалансированности и подвижности психики, дающей возможность быстро переучиваться и приспосабливаться к изменяющимся условиям, не теряя душевного здоровья.

В этих условиях сильно уменьшается влияние одного из положительных аспектов родового принципа формирования правящей знати. Всё меньше и меньше важных для правителя, наработанных предками профессиональных качеств, могут быть унаследованы или переданы в ходе семейно-профессионального воспитания. Правда эта тенденция не слишком сильно затрагивает высший слой правителей, в котором осуществляется руководство разработкой и реализацией концепций и долговременных стратегических программ. Свидетельством тому служит непроходящая актуальность таких трудов, как “Книга правителя области Шан” (IV век до н.э.),
“Стратагемы” (
IV век до н.э.), “Артхашастра” (I век до н. э.), “Государь” (Н. Макиавелли XVI век) и т.п.

Но значение возможности наследственной передачи и семейного воспитания возрастает в отношении другого долговременного фактора – морального.

К концу XX века возрос темп и модифицировался характер изменений всех жизненных процессов. Изменения пошли почти сплошным потоком.

Научно-технологические достижения привели к тому, что доля информационных, высоких наукоёмких, организационных и финансовых технологий в производстве продукции резко увеличилась и заняла господствующее место. Вплоть до того, что даже некоторые промышленные корпорации стали получать наибольшую выгоду от валютных и финансовых манипуляций, а не от реального производства товаров. Это позволило констатировать наступление постиндустриального общества и эры информации.

Считают, что в постиндустриальном обществе решающее значение будет иметь творческий труд талантливых одиночек, способных создавать конечную потребительскую информационно-технологическую продукцию. Доступность необходимого производственного оборудования позволяет им работать самостоятельно. А развитие коммуникаций даёт возможность тесно контактировать с самым широким кругом потребителей. Постиндустриализация выводит производство за пределы стандартизации, синхронизации и централизации; за рамки поточных линий и сборочных конвейеров.

Попутно меняется социально-экономическая сфера. Чрезвычайное ускорение экономических процессов, в том числе, быстрое моральное старение продуктов, частое изменение цен, предпочтительность коротких контрактов. Всё это влечёт за собою рост объёмов и значения юридического, информационного и организационного обеспечения производственной и коммерческой деятельности.

В производстве, строительстве, финансах, торговле, маркетинге, исследованиях, обучении, подборе кадров, во многих корпорациях и учреждениях наблюдается резкое увеличение скорости принятия решения и их реализации. Ускорение производства и экономики, их информатизация и компьютеризация привели к нарастающему потоку организационных изменений.

Сегодня в бизнесе учреждения меняют свою структуру и внутренние взаимоотношения часто и быстро. Решающими факторами становятся объем информации и скорость ее обработки. Отношения человека и организации теряют стабильность. Должности, работа и обязанности постоянно изменяются.

Это вызывает усиление давления на административную исполнительную власть, вынуждаемую к принятию решений во все более ускоряющемся темпе. Стабильные иерархические бюрократические структуры, идеально подходившие для решения рутинных проблем, теперь захлебываются под лавиной новой информации.

Постиндустриальная цивилизация также несет с собой всё время изменяющийся образ жизни и его элементы: экологичные возобновляемые источники энергии и “электронно-цифровые программируемые” жилища; виртуализацию общества и сознания; изменяемые системы образования, правила поведения и семейных взаимоотношений; непрерывное обновление социально-экономической организации общества, необходимых прикладных навыков и жизненных целей.

В этих условиях, следование прежней логике социального поведения и ориентация на прежние символы жизненного успеха станет всё чаще приводить к разочарованиям и метаниям, поскольку на момент достижения цели, или освоения средств к её достижению, значимость цели может уменьшиться до нуля, как с общественной, так и с личной точки зрения. Рабы житейской суеты будут обречены на постоянные поражения и потенциальную деградацию.

Кроме того, в эру информации расширяются возможности применения психотронных методов манипулирования поведением масс. Для повышения эффективности применения этих методов психологию населения сознательно стремятся сделать неустойчивой, ущербной и порочной, заменяя опорные точки и ориентиры здравомыслия опорными точками манипулирования. Информационные ресурсы сознательно засоряются ложными мифами и отравляются дезинформацией.

В такой ситуации для человека становится весьма проблематичным достижение стабильного жизненного успеха, при отсутствии истинных и достаточно устойчивых ориентиров. В качестве таких ориентиров могут и должны использоваться непреходящие моральные ценности и высокие духовные цели. Переход к выбору заведомо долговременных жизненных целей даёт возможность обрести уверенность, избежать многих разочарований и поражений. А это предполагает морально-психологический подъём до уровня классических духовных “вечных ценностей”, значимость которых всегда будет наивысшей, вне зависимости от научно-технологических и социально-экономических изменений.

Видимо наиболее благоприятным для достижения успеха в жизни, а также для сохранения физического и душевного здоровья, будет сочетание стратегической устойчивости и тактической динамичности. Возможно даже примерно определить их оптимальное соотношение, если рассматривать человека как сложную самоуправляемую развивающуюся систему. Считают, что в управлении сложной развивающейся системой сочетание детерминированности (устойчивости) и стохастичности (динамичности) в соотношении, примерно, 70% и 30% обеспечивает необходимую жёсткость (70%), позволяющую сохранить облик системы, и необходимую гибкость (30%), позволяющую ей эффективно приспосабливаться к изменяющимся условиям. Наверное, пропорции этого соотношения не случайно схожи с универсальным “золотым сечением”.

Высокая духовности и мораль несут в себе смысл долговременной, высшей стратегической целесообразности, определяемой в результате векового опыта. В отличие от кратковременных выгод тактических успехов.

Стремление к разуму, добру в человеческом обществе и гармонии с ноосферой Земли должно стать основной стратегической целью для каждого здорового человека и общества.

Мораль, этика, эстетика, в общественном сознании и подсознании превращаются в глубинный пласт неписаных законов и норм. Хотя они могут быть обозначены письменно или изобразительно, но в человеческое сознание и подсознание они внедряются через воспитание и внушение, стимулируясь личным отношением (одобрением или осуждением) окружающих.

Поэтому очень важной становится, возможность наследственной передачи соответствующей предрасположенности и семейного воспитания высокоморальных навыков, убеждений и знаний.

При этом резко возрастает общественная полезность хороших семей, но ещё более резко возрастает опасность семей плохих. Видимо семейные проблемы потребуют к себе особого внимания. Возможно, придётся создавать широкую систему общественной аттестации качества семей, государственной поддержки семей хороших и помощи в карьерном продвижении их воспитанников. То есть – общенародную систему, подобную тем, которые ранее применялись для улучшения элитарных качеств узкого круга родовой знати.

Сегодня научно-технологический прогресс обнаруживает еще большее ускорение, и вполне вероятно, что постиндустриальная волна пронесется и завершится в течение нескольких десятилетий, с приходом эпохи, которую иногда называют “постэкономической”. А вместе с нею наступит эра морали.

Возможно, Человечество прошло очередной “виток восходящей спирали эволюции”. И теперь снова будут актуальны формы организации, напоминающие доиндустриальное общество. Не исключено, что одной из форм организации труда станут профессиональные цеховые гильдии, аналогичные средневековым объединениям, например, каменщиков. Воссозданные на новом качественном уровне они будут объединять, подобно ремесленникам прошлого, выведенных за рамки индустрии талантливых одиночек, способных создавать конечную информационно-технологическую продукцию. Огромное ускорение социально-экономической жизни новейшего исторического периода вызывает разрушение старых регламентов и нехватку времени на их замену. И “новейшие гильдии” будут осуществлять координацию деятельности “новейших ремесленников”, на основе высоких моральных принципов. Поскольку именно мораль призвана выполнять важную ориентирующую и направляющую функцию, позволяя в не регламентированных случаях легче организовывать согласованные действия большого количества людей.

Уже в ближайшем будущем важнейшие преимущества получат те государства, властвующие группы которых будут формироваться с учётом главных современных и перспективных общественных требований. А суть этих требований заключается в том, что властвующие группы, наконец, должны действительно стать правящими элитами, в полном смысле этого слова. И только они будут иметь серьезные шансы на успех и право на существование в обществе уже ближайшего будущего.

Очевидно, что уже сегодня родовой и денежный принцип формирования знати должны уступить свой приоритет системе отбора, учитывающей деловые и морально-психологические качества каждого конкретного человека. Успешный исторический опыт в решении такой проблемы уже имеет Китай.



В формировании основ китайской цивилизации огромную роль сыграла философия, опиравшаяся на представление об изначальном добре, заложенном в каждом человеке, необходимости его нравственного самоусовершенствования и достижения общественной гармонии. Одно из наиболее рациональных направлений её сформулировал Конфуций ещё в VI в. до н. э.

Конфуцием был предложен идеальный образ БЛАГОРОДНОГО МУЖА и методы совершенствования человека, для достижения этого идеала.

Благородный муж обладает многими достоинствами: справедливостью, смелостью, осторожностью, внимательностью, верностью, искренностью, сдержанностью, достоинством, бескорыстием, стремлением к знаниям, гуманностью, скромностью, благопристойностью, чувством высокого долга. Благородному мужу присущи мудрость и чувство меры, он приобщен к правилам соблюдения “золотой середины” и способен жить в природном ритме. Его назначение – преобразовывать общество по законам гармонии, царящей в Космосе, упорядочивать и охранять всё живое, бесстрашно обличая любые злоупотребления.

Прототип нормального общественного устройства Конфуций видел в добрых семейных отношениях, построенных на принципах человечности, справедливости, исполнения долга. Важнейшими для достижения гармонии в обществе он считал пять основ: ритуал, гуманность, долг – справедливость, знание и доверие.

В ритуале Конфуций видел средство, позволяющее путём соблюдения этикета, приобщить каждую личность к высокой нравственности. Чувство меры, заложенное во внутренней сути ритуала через внешние церемонии и обряды, доносило ценности гармоничного общения на доступном уровне до каждого, приобщая их к добродетелям. Что способствовало сохранению в обществе моральных ценностей, ограничивая позывы к увеличению материального потребительства в ущерб духовности.

Конфуций понимал эффективность морально-психологических методов управления заложенных в ритуале. Он утверждал, что мудрый правитель должен управлять с помощью воспитания у подданных чувства благоговения перед "ритуалом", то есть моральным законом, прибегая к насилию только как к последнему средству.

Идеалы конфуцианства, которое в течение пяти веков (до 1913 года) было официальной государственной идеологией Китая, прочно вошли в его жизнь. Они стали духовным ориентиром, соответствовать которым стремится большинство китайцев. Даже для самого важного чиновника резкое отступление от этих идеалов означало “потерю лица” и было равносильно гражданской смерти.

Влияние этих идеалов во многом определило жизнеспособность культуры, устойчивость и структурную прочность цивилизации Китая.

Также как и мы, Конфуций считал, что представители правящей элиты должны обладать максимально высоким уровнем мотивации и морально-психологического развития. Как он утверждал: “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде”. “Истинно благородный человек безразличен к еде, богатству, комфорту и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины”.

Такие требования предъявлялись и к императору. Утверждалось, что хотя император получает мандат на управление страной от самого НЕБА, но этот мандат действителен лишь при условии добродетельности императора и соответствия идеалу благородного мужа. Если император, отступая от духовных идеалов, “терял лицо” или результаты его деятельности были отрицательны (не добродетельны), то он терял право на управление. А народ, в этом случае получал право на восстание. Таким образом предусматривалась возможность законной замены выродившихся династий.

Китайские мыслители традиционно считали, что критерием формирования властвующих групп (кроме императорской семьи) должны служить не знатность происхождения и тем более не богатство, а только знание и добродетели. То есть – степень морально-психологического развития человека и приближение его к идеалу благородного мужа. В основу построения правящей иерархии Китая были заложены принципы учитывающие: степень приобщения к культуре, знания, духовное совершенство правителя любого уровня. Уже в древнем Китае существовала практика конкурсного отбора кандидатов во властвующие группы, а под влиянием конфуцианства, к VII веку сложилась трёх ступенчатая система конкурсных государственных экзаменов для всех желающих получить учёную степень и командную должность в администрации.

Двух-трёх суточный непрерывный экзамен по гуманитарным дисциплинам, с конкурсом 20 - 50 человек на место, проводился ежегодно. Он ставил своей целью отобрать из соискателей учёной степени наиболее умственно развитых и выносливых. На экзамене каждой следующей ступени требования всё более ужесточались. Экзамен на высшую третью степень проводился в столице раз в два-три года, под наблюдением самого императора. Из получивших третью учёную степень формировался высший слой административного аппарата.

Конкурсные государственные экзамены были главным путём для вхождения в правящую элиту Китая и знатное сословие “шэньши”, которое составляли все обладатели учёной степени и, частично, её соискатели. Высокий уровень общественной морали знатного сословия предъявлял соответствующие требования каждому его члену. Любая “потеря лица”, например публичное унижение или обвинение в чём-то недостойном, означала для него моральную смерть, независимо от административного наказания. Сами по себе богатство или знатность происхождения не обеспечивали принадлежности к знатному сословию, но давали преимущества для получения хорошего воспитания и образования. Что в дальнейшем увеличивало шансы на успешную сдачу государственных экзаменов. Тем не менее, у китайских “Ломоносовых” было много реальных возможностей добиться успеха. Знатное сословие шэньши постоянно обновлялось за счёт выбывания деградантов и притока новых упорных и талантливых обладателей учёной степени.

Такая система формирования правящей элиты исторически доказала свою высокую эффективность. Конечно, эта эффективность снижалась в периоды кризисов, смут, завоеваний агрессивных варваров, но, в конечном счёте, китайская цивилизация всегда сохраняла свою непрерывность и возвращалась на передовые позиции.

В этом смысле прошлые двести лет политэкономического аутсайдерства Китая были не очень продолжительным периодом в трёх тысячелетней истории его государственности.

О том, что в Китае и сегодня серьёзно подходят к формированию своей правящей элиты свидетельствуют мероприятия по отбраковке деградировавших её представителей, которые проводятся весьма решительно, а иногда и показательно.

Очевидно, что правящая элита Китая имеет очень хороший исторический задел для организации своей эффективной работы, не только в наступившую эру информации в постиндустриальном обществе, но и в грядущую эру морали в постэкономической эпохе.

Наступление эры морали приближается по мере развития науки и общественно-политических систем. Морально-психологический фактор был важен всегда и достиг глобально-стратегического масштаба после создания ядерного и других, сравнимых по опасности, видов оружия. Но решающим он может стать в случае политэкономической глобализации Человечества и его властвующих групп. Когда исчезнет конкуренция правящих элит и возможность смены выродившихся общественных структур более здоровыми, тогда смертельная угроза вырождения нависнет над всем Человечеством. Его судьба будет зависеть от высокого морального уровня глобальной правящей элиты, или от степени “отмороженности” отребья, образовавшего глобальную правящую верхушку.

Возможно, следовало бы полнее обрисовать сложившуюся сегодня в мире ситуацию, существующие тенденции развития событий и оценить реальность различных вариантов.

Для этого должны были бы дополнительно затронуты некоторые важные общественно-политические темы:

– расстановка и качество экономических и политических сил,

– оптимальность систем государственного управления,

– борьба за власть конкурирующих властных групп,

– проблемы партийного строительства,

– бесструктурное и внеструктурное управление,

– организационные войны,

– виртуализация общества,

– методы манипуляции сознанием, применение психотроники.

Но мы ограничимся темой глобализации и попробуем, используя систему понятий приведённых и уточнённых в предыдущих разделах, оценить степень элитарности различных её компонентов.



- В начало страницы -
- В следующую главу -


- Начало статьи-
- О неизбежности и необходимости существования правящей элиты -
- О критериях элитарности и качествах властвующих групп -
- О трансформации ресурсов власти -
- Об элитарности глобализации-

- Список авторов материалов, использованных в данной работе -

- Приложение 1: Об Иерархии потребностей человека и ОРГАНОМИКЕ -
- Приложение 2: Киплинг ЗАПОВЕДЬ -

- Авторские права и аннотации -

E-mail: metapolitika@narod.ru http://metapolitika.narod.ru © Copyright 04.04.2004 г
Hosted by uCoz